Судебное преследование офицеров кавалерийской бригады SS

 

Судебное преследование офицеров кавалерийской бригады SS после 1945 года. 30 сентября 1946 года Нюрнбергский трибунал вынес свой приговор в отношении главных военных преступников. После этого в

после 1945 года.
30 сентября 1946 года Нюрнбергский трибунал вынес свой приговор в отношении главных военных преступников. После этого в немецких судах западной и восточной зоны начали проводиться многочисленные процессы над бывшими нацистскими преступниками среднего и низшего звена. Западногерманскими судами только до 1949 года было осуждено 4500 человек. В советской зоне, а позднее в ГДР, до 1964 года было осуждено 12 807 нацистских преступников. В ФРГ число приговоров резко увеличилось после 1950 года. Под судебное преследование попали также бывшие офицеры кавалерийской бригады SS.
Толчком в расследовании деятельности кавалерийской бригады SS стал один случай. В ноябре 1959 года, во время следствия по делу бывшего высшего фюрера SS и полиции «Россия-Центр» Бах-Зелевского свидетельские показания давал член штаба Бах-Зелевского Франц Магиль. Прокуроры прокуратуры Брауншвейга были очень удивлены, насколько откровенно Магиль рассказывал о массовых убийствах евреев Пинска его 2-м кавалерийским полком SS. После этого прокуратура Нюрнберга открыла дознание в отношении бывших офицеров 2-го кавалерийского полка SS, а в июне 1960 года дело было передано в прокуратуру Брауншвейга.
После длительного расследования с 17 февраля 1964 года перед судом Бруншвейга предстали бывшие офицеры 2-го кавалерийского полка SS, которым было предъявлено обвинение в совершении массовых убийств. Бывший командир полка Франц Магиль был главным обвиняемым на процессе. Кроме того, на процессе в качестве обвиняемых выступали: командир 2-го эскадрона Вальтер Дунш, командир 4-го эскадрона Курт Вегенер, а также более ранний командир 2-го эскадрона Ганс-Вальтер Неннтвихь. Пятым на скамье подсудимых был адъютант полка Вальтер Борншеуер, который подписывал полковые приказы по ликвидациям. В течении Брауншвейгского процесса давали свидетельские показания также оставшиеся в живых евреи из района Припяти.
После 29 дней процесса подсудимый Магиль был признан виновным в «соучастии в убийстве минимум 5254 человек и в попытке убийства 100 человек», в результате чего получил 5 лет тюрьмы. Курт Вегенер был приговорен также к 5 годам тюрьмы. Вальтер Дунш и Курт Вегенер получили по 4 года тюрьмы, в то время как Вальтер Борншеуер был оправдан.
Материалы процесса в Брауншвейге повлекли за собой расследования в отношении других командиров кавалерийской бригады SS. Прокуратура Мюнхена с 1962 года проводила следствие в отношении бывшего командования бригады и командиров 1-го кавалерийского полка SS по фактам уничтожения еврейских общин севернее района Припяти. Под следствием находились: командир 1-го кавалерийского полка SS Густав Ломбард, командир 1-го эскадрона Вальдемар Фегеляйн (брат командира бригады Германа Фегеляйна), а также Курт Бехер, Кристиан Рейнхард и Вильгельм Плэнк. Следствие шло 9 лет. За это время были получены показания более 230 свидетелей, к делу были приобщены многочисленные максимально отягчающие оригинальные документы и подробные показания оставшихся в живых членов бригады, которые пытались обосновать преступления и прикрыть обвиняемых. Общий объем дела составил 50 томов. Не смотря на всё это, следствие было прекращено 22 декабря 1970 года. Основанием для прекращения следствия явился 50-й параграф 2-го абзаца уголовного кодекса ФРГ от 1 октября 1968 года, в котором говорилось, что подсудные действия нацистских преступников должны быть подтверждены фактами особо жестоких действий или фактами собственных низменных замыслов. Соответственно, так как подсудимые выполняли приказы Гиммлера и Гитлера, то нести ответственность они не могут, поскольку приказ не дает права выбора. Это изменение в законе дало возможность сотням нацистских преступников избежать ответственности. Ситуацию не могли изменить даже очевидные факты усердия при выполнении этих приказов. Эти данные просто не принимались прокуратурой ФРГ к сведению.
Кроме того, прокуратура Касселя проводила следствие в отношении более ранних действий кавалерии SS в Польше. Расследование велось по фактам массовых расстрелов евреев и поляков в Лумирцевском лесу в период с осени 1939 и до весны 1941 года. Под следствием находился бывший командир эскадрона унтерштурмфюрер SS Рольф Метц. В течении следствия были собраны показания многих членов эскадрона SS; кроме того польская юстиция представила многочисленные свидетельства польских граждан, которые точно описывали непрерывный процесс убийств в Лумирцевском лесу. Тем не менее и это следствие было прекращено. Через 4 года после Брауншвейгского процесса перед судом Кёльна предстал 58-летний Генрих Штрэле, командир одного из подразделений 2-го кавалерийского полка SS, который подозревался в неоднократных убийствах. По его приказу 30 октября 1941 года в районе Торопца были расстреляны 12 русских женщин и детей как «подозреваемые в партизанской деятельности». Однако кёльнский судья признал истекшим срок давности по этому эпизоду и отпустил Штрэле из зала суда.
В заключении следует отметить, что судебные органы СССР не могли добиться выдачи этих преступников по многим причинам, главная из которых состояла в жесткой конфронтации СССР со странами НАТО.

 

.

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *