«Запомнившийся всем» Петер Фехтер

 

«Запомнившийся всем» Петер Фехтер Настоящим символом всех погибших из-за Берлинской стены стал Петер

Настоящим символом всех погибших из-за Берлинской стены стал Петер Фехтер, восемнадцатилетний подросток из Восточного Берлина. Умер он публично и мучительно.

Петер Фехтер был тихим восточногерманским подростком, родившимся в Берлине во время войны. Отец его собирал моторы, мать работала продавцом, а сам юноша учился на каменщика, что по тем временам было отличным выбором в разрушенном послевоенном городе профессия была как нельзя востребована. Его старшая сестра была замужем и жила в Западном Берлине, где ее часто навещала семья, пока не закрыли границы. Перед сдачей квалификационного экзамена Петер познакомился с Гельмутом К., вместе с которым и стал планировать побег в западную часть города. Обоим юношам тогда было по 18 лет.

Ни Петер, ни Гельмут не чувствовали себя частью системы, в которой они жили. Несмотря на хорошие оценки и рекомендации начальников, Петер все-таки хотел бежать. Возможно, роль сыграло и то, что компания отказала Фехтеру в поездке на Запад. 17 августа 1962 подростки решили спонтанно осуществить задуманное: Гельмут уже давно заприметил на Шютценштрасе обветшалое здание бывшей столярной мастерской. Его окна выходили на Циммерштрассе и почти доставали до стены. Добраться до мастерской беглецам удалось, но они услышали голоса и, испугавшись, выпрыгнули в окно и побежали к стене. Пограничники заметили их и стали стрелять. Гельмут вспоминал, как он добежал до стены и усилием воли преодолел колючую проволоку. Петер же застыл на месте в нескольких шагах от стены, словно окаменев. Под выстрелами он добежал до стены, попытался подпрыгнуть и упал, сдавшись. Но пограничники продолжали стрелять: в общей сложности они выпустили 35 снарядов.

 

Раненный восемнадцатилетний подросток лежал у стены и кричал, но никто не вышел ему помочь. Полицейские с западной стороны сбросили ему бинты, но спуститься не решились, опасаясь проблем. Полицейские Восточного Берлина в своих рапортах писали, будто они боялись выйти, испугавшись угрожавших им полицейских с Запада. Известный своими пропагандистскими высказываниями восточногерманский журналист Карл-Эдуард фон Шницлер и вовсе оправдывал пограничников тем, что они действовали во благо родины. Сотрудники американской военной полиции с близлежащего контрольно-пропускного пункта Чарли также не хотели рисковать и помогать подростку, опасаясь, что это может привести к военному конфликту. «Это не наша проблема», цитировали после одного из пограничников. И пока полицейские размышляли о политике, у Берлинской стены истекал кровью тяжело раненный Петер Фехтер. Лишь спустя 50 минут его крики стихли, и пограничники Восточного Берлина, создав дымовую завесу, унесли тело. В ту же ночь по радио объявили о его смерти. На его надгробии выгравировали надпись «Allen unvergessen» («запомнившийся всем»).

Источник: diletant.media

.

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *